Безрукова Светлана Александровна, учитель-логопед

Автоматизация свистящих звуков [С] и [З]

 Лексический материал.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ

1• Автоматизация звука [с] в прямых слагах. Повтори слова, четко про-

говаривая звук [с].

сабля салфетка сапог соль судно

сад сальто сарафан сом сук

сажа салют сахар сон сукно

сайка самолет сода сувенир суп

салат сани сок сугроб серьга

сало санитар сокол суд сыр

2• Автоматизация звука [с] в обратных слогах. Повтори слова, четко

проговаривая звук [с].

абрикос глобус кактус листва ребус

автобус интерес кросс нос рис

брус мусс крокус парус тес

вес мыс пас пенистый троллейбус

вкус морс лес покос ус

вопрос опус леска пустяк фокус

3• Автоматизация звука [с] в интервокальной позиции. Повтори слова,

четко проговаривая звук [с].

бусы колеса лесок писатель посыпка

весы коса лиса полоса роса

волосок косуля оса посадка фасоль

досуг краса осока посол

колбаса кусок песок посуда

4.Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, четко проговаривая звук [с].

астра кресло мускул свобода сметана

басня куст осколок скала снаряд

воск ласка остров скамейка спина

восход ласточка паста скат справка

капуста лист писк скатерть ставни

каска маска полоска слайд сталь

каскад масло послание слова страни

киоск место пустьшя слон тесто

коляска миска ремесло слух хвости

космос мост рост смена ястреб

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

5• Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [с].


веселые клесты

вкусный квас

высокая скала

густая сметана

интересный артист

квашеная капуста

кисло-сладкий квас

колбаса с чесноком

красивый сарафан

красная астра

красный галстук

миска с рисом

морская пристань

мясной салат

осколок снаряда

острая сабля

острый скальпель

парусный спорт

пустой сарай

свежее сало

сердитый пес

сильный плеск

сладкий абрикос

следы лисы

смелый поступок

смородиновый куст,

соленое масло

солист ансамбля

соловьиная песня

спелые сливн

стадо скота

старинная статуя

старые мосты

ствол осины

стеклянний стакан

страшная маска

сырой песок

фасад дома

фасолевый суп

чистая посуда


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

6• Повтори предложения, четко проговаривая звук [с].

Береги нос в трескучий мороз.

В кувшине кислый квас.

В кустах кто-то пискнул.

В лес въехал автобус.

В лесу высокие сосны.

В лесу лиса.

Кактусы посадили в песок.

Я написала письма Соне и Васе.

На столе толстый слой пыли.

Нас восхитила песня пастуха.

Наступила весна.

Недалеко были посадки леса.

Рассаду высадили в грунт.

Быстро растет редиска.

Сад был мокрый от росы.

Санки мы увидели около сарая.

Саша поет грустную песню.

Сеня сеял кустовой салат.

Собака своих не кусает.

Самолет оставил в небе белый след.

Судно встало на якорь у скалы.

Суп солите сами по вкусу.

Трава сохнет на солнце.

У Бориса русые волосы.

У дятла острый нос.

У сома усы.

Усталый Вася быстро уснул.

Я спал на соломе.

7. Измени по образцу. Измени каждое предложение, как зто указано

в образце. Следи за произношением звука [с].

Образец: Я достал(а) сумку из шкафа. Я уснул(а) на софе.

Ты достал(а) сумку из шкафа. Я испугался(лась) сома.

Он(а)достал(а) сумку из шкафа. Я написал(а) письмо.

Мы достали сумку из шкафа. Я выписал(а) счет.

Вы достали сумку из шкафа. Я посыпал(а) посыпку.

Они достали сумку из шкафа. Я вынесу сор.

Я насыпал(а) сахар в стакан.

8.Распространение предложений. Запомни и правилъно повтори предло-

жения. Следи за произношением звука [с].

Саша рассказывает.

Саша рассказывает историю.

Саша рассказывает историю о собаке.

Саша рассказывает историю о собаке, спасшей матроса.

Искала сыроежки.

Соня искала сыроежки.

Соня искала сыроежки в кустах.

Соня искала сыроежки в кустах, а нашла бруснику.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

9• Повтори предложения, четно проговаривая звук [сь].

У дедушки Семена спелые сливи.

Седые облака висели над нами.

Холодный северный ветер ворвался в беседку.

Красива весенняя сирень.

Донесся сигнал тревоги.

В поселок приехали новоселы.

Перед нами открылось синее море.

Один из семерых пойдет.

Сима пасет свиней и поросят.

Сене купили теплый свитер.

Вася подарил Люсе серебряный браслет.

В поле растут синие васильки.

10• Измени по образцу. Измени каждое предложение, как зто указано

в образце. Следи за произношением звука [сь].

Образец: Я попросил(а) апельсин. Я повесил(а) свитер.

Ты попросил(а) апельсин. Я боюсь гусей.

Он(а) попросил(а) апельсин. Я сидел(а) на кресле.

Мы попросили апельсин. Я погасил(а) костер.

Вы попросили апельсин.

Они попросили апельсин.

11• Распространение предложений. Запомни и правилъно повтори предло-

жения. Следи за произношением звука [сь].

Подосиновик растет.

Подосиновик растет под осиной.

Подосиновик осенью растет под осиной.

Подосиновик осенью растет под осиной на просеке.

Принесли письмо.

Принесли письмо для Светы.

Принесли письмо для соседки Светы.

Принесли письмо из Севастополя для соседки Светы.

В семь принесли письмо из Севастополя для соседки Светы.

Смесь семян.

Смесь семян посеяли.

Смесь семян посеяли весной.

Смесь семян свеклн посеяли весной.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] И [сь] В ЧИСТОГОВОРКАХ,

СКОРОГОВОРКАХ, ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ И ЗАГАДКАХ

12• Повтори чистоговорки, четко проговаривая звуки [с] и [с9].

Са-са-са — бегает лиса.

Со-со-со — мне дали колесо.

Су-су-су — ягоди в лесу.

Сы-сы-сы — тикают часы.

Ас-ас-ас — свет в окне погас.

Ос-ос-ос — на палубе матрос.

Ус-ус-ус — на елке много бус.

ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс.

Се-се-се — ленточки в косе.

Си-си-си — подъехало такси.

Ась-ась-ась — плавает карась.

Ось-ось-ось — на поляне лось.

Иска-иска — на столе миска.

Си-си-си — сена накоси.

Усь-усь-усь — к нам под ходит гусь.

ысь-ысь-ысь — в капкане рысь.

13• Повтори скороговорки, четко проговаривая звуки [с] и [с9].

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне...

Если б он не свалился во сне —

До сих пор бы сидел на сосне.

У Саньки новенькие санки.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной веене,

Веем весело стало в просторном лесу,

А солнце сияло, сияло вовсю.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой — и мн домой.

В поле — все, все, все:

В поле — сев, сев, сев.

Холода не бойся,

Сам по пояс мойся.

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась о гуся бабуся,

Не будет подарка у юной Маруси —

Все бусы склевали по бусинке гуси.

14.Повтори пословицы и поговорки, четко проговаривая звуки [с] и [сь].

Всему свое время.

Где снег, там и след.

Дело мастера боится.

Не в свои сани не садись.

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.

Сова о сове, а всяк о себе.

У кого нет совести — нет и стыда.

У сильного всегда бессильный виноват.

Я Сене по секрету, а он всему свету.


Занятие 21

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

Артикуляционная поза звука С, рассматривание профиля:

губы растянуты в улыбку,

зубы заборчиком со щелью,

кончик языка за нижними зубами,

воздушная струя холодная, направленная вниз — свист

длительный.

 3. Автоматизация в обратных слогах и словах с ними

а) ас-ас-ас— ас-ас— ас-ас-ас

ос-ос-ос— ос-ос— ос-ос-ос

ус-ус-ус— ус-ус— ус-ус-ус

ыс-ыс-ыс- ыс-ыс- ыс-ыс-ыс

ес-ес-ес— ес-ес— ес-ес-ес

б) ас-ос-ус-ыс

ос-ус-ыс-ас

ус-ис-ас-ос

ыс-ас-ос-ус

4. "Запомни, повтори"

кактус— автобус— ананас— квас (менять порядок слов).

5. Проговаривание и заучивание чистоговорки, выделение слов со звуком С

Ас-ас-ас— у нас дома квас,

ас-ас-ас— у нас дома ананас,

ос-ос-ос— в саду много ос,

ус-ус-ус— у Сони кактус,

ус-ус-ус— у Сани новьш автобус,

ыс-ыс-ыс- Денис пъет кумыс.

Занятие 22

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Слоги и слова (проговаривание и определение места звука С)

ста-ста-ста — стакан, станок, стадо, стадион, капуста, паста, невеста;

сто-сто-сто— место, тесто, пусто, густо, стон;

сту-сту-сту — стук, ступка, ступеньки, пастух;

сты-сты-сты — кусты, мосты,хвосты,аисты.

4. Воспроизведение слоговмх рядов

ста-сто-сту-сты

сто-сту-сты-ста

сту-сты-ста-сто

сты-ста-сто-сту

Занятие 23

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Слоговью ряды, припоминание слов и проговаривание скороговорок из занятий 18-22.

4. Звуковой анализ, преобразование слогов, слов

ас-са-со-ос-ус-су-си-ис

ус-су-суп-сук-сух

ос-со-сок-сох

7. Отработка произношения слогов и елов

а) аст-аст-аст— наст

ост-ост-ост— мост

ост-ост-ост— хвост

уст-уст-уст— куст

б) аст-ост-уст-ыст

ост-уст-ыст-аст

уст-ыст-аст-ост

ыст-аст-ост-уст

в) игра "Запомни, повтори"

аист— мост—- хвост— куст

(менять порядок елов)

8. Проговаривание предложений, вьщеление елов со звуком С

В саду стоит аист.

Под кустом стоит петух.

Петух поднимает хвост.

За садом високий мост.

9. Словообразование по образцу

пианино-— пианист

такси—

хоккей—

танк—

баян—

Занятие 24

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Слоговые ряды

ска-ско-ску-скы аск-оск-уск-ыск

ско-ску-скы-ска оск-уск-ыск-аск

ску-скы-ска-ско уск-ыск-аск-оск

скы-ска-ско-ску ыск-аск-оск-уск

4. Слова (проговаривание, определение места звука С

каска маска иск киоск

киска скакать писк воск

миска скамейка поиск пуск

5. Именительньш падеж множественного числа существительных

киска— киски маска— скамейка—

миска— каска— поиск—

6. Согласование количественннх числительньдх и существи

тельных — игра "1-2-5-9" (слова см. п. 5).

7. Чистоговорка "Киска" (заучивание, выделение слов со звуком С)

Киска, киска, где твоя миска ?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска — пуста миска.

Задание 25

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Слоговне ряды

спа-спо-спу-спы асп-осп-усп-ысп

спо-спу-спы-спа осп-усп-ысп-асп

спу-спы-спа-спо усп-ысп-асп-осп

спы-спа-спо-спу ысп-асп-осп-усп

4. Игра "Запомни, повтори"

спать—спутать—спой—спутник (менять порядок слов).

5. Чистоговорки о сове и совятах

В лесу темно, все спят давно

Одна сова не спит— на суку сидит.

Мы видим на суку совят.

Совята вместе тут сидят.

Когда не спят, они едят.

Когда едят, они не спят.

6. Игра "1-2-5-9" (со словами сова, совята).

Занятие 26

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук и буква С.

Артикуляционная поза звука С, рассматривание профиля:

губы растянуты в улыбку,

зубы заборчиком со щелью,

кончик языка за нижними зубами,

воздушная струя холодная, направленная вниз — свист

длительный.

3. Автоматизация звука С в слоге са

са-са-са— медленно и длительно

са-са— са-са— са-са

са-са-са— са-са-са— са-са-са

са-са— са-са-са

са-са-са— са-са

4. Введение слога са в слова сад, сани

са-са-са— сад, сад, сад;

са-са-са— сани, сани, сани (Саня).

5. Автоматизация звука С в словах сад, сани

а) игры "Много - нет", "1-2-5-9;

б) проговаривание предложений

У Сани сад. Саня идет в сад.

Саня поливает сад.^ Саня в саду.

Занятие 27

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Автоматизация в слогах са, сы и словах с ними

а) са-са-са— самбо сы-сы-сы— сын

са-са-са— сапоги сы-сы-сы— сыт

са-са-са— самокат сы-сы-сы— сыпатъ

са-са-са— самоходка сы-сы-сы— сынок

б) игра "1-2-5-9 со словами сапоги, самокат, сын, сынок,самоходка, сад, сани.

4. Развитие внимания и памяти — игра "Запомни, повтори":

са-са-сы сы-са-са

са-сы-сы сы-сы-са

са-сы-са сы-са-сы

сад — сани — сапоги — самокат

сани — сапоги — самокат —- сад (менять порядок слов).

Занятие 28

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С ~ С — С (длительно свистеть).

3. Слоги и слова

са-са-са— оса, коса, касса

сы-сы-сы— бусы, осы, усы, косы

4. Игра "Запомни, повтори"

оса — косы — касса — усы (менять порядок слов).

5. Определение места звука С (см. п. 4).

6. Заучивание чистоговорки

Са-са-са— у Сани сад,

са-са-са— в саду оса,

сы-сы-сы— у Сани бусы,

сы-сы-сы— у осы усы.

Занятие 29

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Автоматизация в слогах и словах

со-со-со — сом, сок, Соня, сода, песок, носок;

су-су-су — суп, сук, сумка, сундук, несу, посуда.

4. Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов

а) са-со-су-сы

со-су-сы-са

су-сы-са-со

сы-са-со-су

б) сом — суп — песок — посуда (менять порядок елов).

5. Упражнение в согласовании количественннх числительных и существительных- игра "1-2-5-9

7 сом— 2 сома— 5 сомов— 9 сомов (сумка, сундук, носок).

6. Проговаривание предложений

У Сони сок. Соня пъет сок.

У Сони сумка. В сумке посуда.

7. Заучивание скороговорки

Са-са-са— Соня идет в сад,

са-са-са— в саду оса,

со-со-со— оса пъет сок,

су-су-су— Соня видит осу,

сы-сы-сы— у осы усы.

- СЬ -

 

Занятие 31

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С' (многократное и длительное произнесение). Мягкий звук С7 (многократное и длительное произнесе-

ние, наблюдение за положением артикуляционннх орга-

нов, особенно язьгка).

3. Слоговые ряды

 асъ-осъ-усъ-исъ

 ось-усь-ись-ась

 усъ-исъ-асъ-осъ

 исъ-ась-ось-усь

4. Слова

гусь тесъма боюсъ

весь восъмой моюсъ

авось письмо умиваюсъ

авосъка письма одеваюсь

мосъка Восъка письменный

5. Заучивание отрнвка из стихотворения 3. Александровой "Мой мишка"

Ты не бойся: зто гусь.

Я сама его боюсь.

Вьделение слов со звуком Сь (гусь, бойся, боюсь).

6. Родствените слова к слову гусь

гусь (гуси)— гусенок (гусята), гусиня, гусак, гусиньш.

7. Преобразование деформированной фразы

  лес гусь в пастись—

  гусь гусенок у естъ маленький—

  гусыня лесок гусята идти с —

  Люся гуси гусята с пасти—

  Вася пух мягкий нести гусиный —

8. Упражнение в употреблении притяжательных прилагатель

ных с суффиксом -ин — подбор слов (предметов) к при-

лагательным Васино, Сонина, Санин (см. п. 4):

Санин— гусь,кот Восъка;

Сонина— авосъка, мосъка, тесъма;

Васино— письмо.

Занятие 32

1. Звук С' (многократное и длительное произнесение).

2. Слоговые ряды

стя-сте-стю-сти астъ-остъ-устъ-исть

сте-стю-сти-стя ость-устъ-исть-астъ

стю-сти-стя-сте устъ-истъ-астъ-остъ

сти-стя-сте-стю исть-астъ-ость-усть

3. Слова

стена кости костъ

степь гости гостъ

стихи вести вестъ

Степан напасти напастъ

4. Повторение знакомнх чистоговорок на звук С' (см. занят29, 30, 31).

5. Заучивание новой чистоговорки

Вместе с мамой я встаю,

Сам постелъ свою стелю,

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в детский сад иду.

6. Припоминание слов на звук С'

в начале слова в конце в середине

Занятие 33

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Повторение звука С

а) слоговне ряды;

б) припоминание елов со звуком С

в начале слова в конце в середине;

в) проговаривание чистоговорок на С (см. занятия 19, 20,21, 24, 25).

3. Мягкий звук С7 (многократное и длительное произнесе-

ние, наблюдение за положением артикуляционннх орга-

нов, особенно язьгка).

4. Слоги

ся-ся— ся-ся-ся

се-се— се-се-се

сю-сю— сю-сю-сю

си-си— си-си-си

се-се— се-се-се

5. Слоговне рядн

ся-се-сю-си сю-си-ся-се

се-сю-си-ся си-ся-се-сю

6. Слова

сядь ясень гуси

гусята осенъ такси

лисята лесенка сидетъ

семъ песенка Максим

восемь сито носитъ

сено синий коситъ

сети осина весить

7. Игра "Запомни, повтори с вьщеленными словами.

8. Заучивание скороговорки, вьщеление елов со звуком С"

Мы сидим на лесенке,

И поем мы песенки.

Все поют, и я пою

Песню новую свою.

9. Словообразование по образцу относительнмх прилагательных (словосочетаний с ними) — игра в мяч

осенъ— осенний денъ

(лист, ясень, дуб, липа, погода, небо).

10. Закрепление образования и употребления относительных прилагательннх от слов: осина, ясень — игра "Какой лист,

какая ветка, какое полено?"

Занятие 34

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С' (мягкий) (многократное и длительное произнесение).

3. Слоговме рядн

вся-все-всю-вси

все-всю-вси-вся

всю-вси-вся-все

вси-вся-все-всю

4. Заучивание чистоговорок "Васенька", "Котята"

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Естъ усы у Васенъки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

На скамейке семъ котят,

Все котята естъ хотят.

В миску мы кисель налъем—

Вот вам миска с киселем.

Под скамейкой семъ котят

Естъ из миски не хотят.

(Обратить внимание на скрытый смысл).

5. Упражнения с деформированной фразой

Васенъка место сидит не — Васенъка не сидит на месте.

котята хотеть семъ естъ—

гуси Люся лес пасти с—

пастись гусята гуси с вместе—

естъ лисята хотеть—

кисель семъ не котята естъ хотеть—

скамейка миска на синяя стоит кисель в—

6. Договаривание предложений (косвенные падежи количест

венного числительного и существительного)

На скамейке сидят семъ котят.

Мы любуемся...

Вася заботится о...

Максим дает миску с киселем...

На скамейке нет...

Лексический материал. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3] В СЛОВАХ

1• Автоматизация звука [з] в прямых слогах. Повтори слова, четко про-

говаривая звук [з].

забава загар зарево запах зоолог

забияка закат заря зов зоопарк

забор закладка заряд зодчий зоренька

завиток зал затея зола зубр

завод замок защелка золото

завтрак заноза заяц зона

загадка запас зоб зонтик

2• Автоматизация звука [з] в интервокальной позиции. Повтори слова,

четко проговаривая звук [з].

арбузы ваза коза музыка узор

база газон козырек позор фазан

базар глаза лазурь польза язык

береза горизонт лозунг разум

блуза гроза морозы роза

3• Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных. Повтори

слова, четко проговаривая звук [з].

азбука езда здание знамя избыток

брызги звание здоровье знание название

воздух звон злак значок призвание

героизм звонарь знак зной разворот

гнездо звук знакомство изба

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

4• Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [з].

бронзовый загар зажать в руке лизать сметану

восточный базар закладка Лизы новый зонтик

горячая зола закрытая зона ночной дозор

длинная зацепка залить огонь признаки грозы

желтое золото занять деньги резкий запах

заболеть корью звуки мазурки ржавый замок

заброшенньш зоосад знакомая музыка светлая береза

забытая база золотая казна сложная загадка

загнанный в угол золотить купол старый завет

задать вопрос зоркие глаза холодная закуска

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

5. Повтори предложения, четко проговаривая звук [з].

В зале заиграла мазурка. Золотистая запонка закатилась под

В квартире раздался звонок. кровать.

В кузове машини везли арбузн. Зоя помазала порез мазью.

Где-то за деревней затикала гроза. Лиза звонко запела веселую песню.

Призвание Зои — музьша. Мама поставила в вазу незабудки.

За зубами нужен уход. Мн изучаем азбуку.

Занятия спортом укрепляют здо- На вокзал поезд придет без опоздания.

ровье. На столе в вазе стояли розн.

Захар повел на прогулку Трезора. На цветке сидела стрекоза.

Злата правильно расставила знаки Он не знал, как назнвается фильм.

препинания. Она сдает зкзамен по музьше завтра.

Зоя купила в магазине зонтик. С неба упала золотая звездочка.

6• Измени по образцу. Измени каждое предложение, как зто указано

в образце. Следи за произношением звука [з].

Образец: Я занимаюсь музыкой. Я разбил(а) вазу.

Тн занимаешься музыкой. Я забил(а) гвоздь

Он(а) занимается музыкой. Я записываю задание.

Мн занимаемся музыкой. Я позвонил(а) Зое.

Вм занимаетесь музыкой.

Они занимаются музыкой.

7• Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предло-

жения. Следи за произношением звука [з].

Зайчик замерз.

Зайчик замерз зимой.

Зайчик замерз зимой в заповеднике.

Зайчик замерз зимой в заснеженном заповеднике.

Заиграла музыка.

Заиграла звонкая музыка.

В зале заиграла звонкая музыка.

В зале заиграла звонкая музыка и все затанцевали.

Помазала порез.

Зоя помазала порез.

Зоя помазала порез мазью.

Зоя помазала порез мазью и завязала бинтом.

- ЗЬ -

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [У] В СЛОГАХ

1• Автоматизация звука [з'] в прямих слогах. Повтори слоги, четко про-

говаривая звук [з'].

Образец: з-з-з — я зе — зи — зя — зе — зю

з-з-з — и зе — зю — зи — зе — зе

з-з-з — ю зи — зе — зю — зе — зя

з-з-з — е зю — зе — зе — зи — зя

з-з-з — е зя — зе — зи — зе — зю

2• Автоматизация звука [з'] в обратных слогах. Повтори слоги, четко

проговаривая звук [з' ].

езьма — езьма — юзьма юзьма — езьма — изьма

изьма — езьма — езьма язьма — езьма — езьма

3• Автоматизация звука [з'] в интервокальной позиции. Повтори слоги

четко проговаривая звук [з'].

азя — озя — узя — ызя язю — езю — юзю — изю

язя — езя — юзя — изя ази — ози — узи — ызи

азе — озе — узе — ызе язи — ези — юзи — изи

язе — езе — юзе — изе азе — озе — узе — ызе

азю — озю — узю — нзю язе — езе — юзе — изе

4• Автоматизация звука [з*] в слогах со стечением согласных. Повтори

слоги, четко проговаривая звук [з'].

Образец: з-з-з — ве зве — звю — зви — зве — зве

б — з-з-з — я зме — зми — змя — змю — зме

в — з-з-з — и нзи — нзя — нзе — нзе — нзю

бзя — бзю — бзе — бзи — бзе

пзю — пзи — пзе — пзе — пзя

и так далее со всеми согласными русского языка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3'] В СЛОВАХ

5• Автоматизация звука [з'] в прямых слогах. Повтори слова, четко проговаривая звук [з'].


зебра

зеркало

зерно

зефир

зернышко

зима

зяблик

зеленка

зелень

землекоп

земля

земляника


6. Автоматизация звука [з'] в интервокальной позиции. Повтори слова,

четко проговаривая звук [з'].

грузин магазин озера резина позиция

бузина изюм музей поземка розетка

газета низина призер хозяин

7. Автоматизация звука [з'] в слогах со стечением согласных. Повтори

слова, четко проговаривая звук [з'].

безветрие зверек змея известия лезвие

звезда звери зрелище известка развитие

звездочет зверинец зрение измена

звено зверобой зритель измерение

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Зь] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

8• Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [з'].

безбилетный пассажир зеленыйа зонт новый магазин

болотистая низина зябко зимой острое лезвие

верные друзья изящная вязь полосатая зебра

вкусный зефир львиннй зев сладкий изюм

возьми зерно метет поземка узкая лазейка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3*] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

8• Повтори предложения, четко проговаривая звук [з'].

Автомобиль закрыли брезентом.

Бразилия — родина кофе.

В газете была фотография нового магазина.

Ежик ползет по зеленому лугу.

Звенит капель.

Зимняя дорога извивается.

Зимой вблизи дома открыли каток.

Зина возила зерно.

Зеленые ветки дали козе.

Кузьма был в музее.

Мела поземка по земле.

На берегу озера зеленая трава.

На развилке дороги виднелась изба.

Розе дали корзинку для земляники.

У Зины зеркало.

9• Измени по образцу. Измени каждое предложение, как зто указано в образце. Следи за произношением звука [зь].

Образец: Я озяб(ла) на морозе.

Ты озяб(ла) на морозе.

Он(а) озяб(ла) на морозе.

Мы озябли на морозе.

Вы озябли на морозе.

Они озябли на морозе.

Я возил(а) Зину.

Я затормозил(а) поезд.

Я морозил(а) клюкву.

Я взял(а) изюм.

Я разозлился(лась) на Зою.

Я разбил(а) вазу.

Я грузил(а) зерно.

Я зевал(а) от скуки.

Я лазил(а) на дерево.

10. Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука [з'].

Собирала грузди.

Зина собирала грузди.

Зина собирала грузди в корзину.

Зина собирала грузди в корзину и рвала зверобой.

Ели землянику.

Ели землянику и изюм.

Зина и Кузя ели землянику и изюм.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [3] И [3'] В ЧИСТОГОВОРКАХ,

СКОРОГОВОРКАХ, ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ И ЗАГАДКАХ

11• Повтори чистоговорки, четко проговаривая звуки [з] и [з'].

За-за-за — вот идет гроза.

Зу-зу-зу — везу козу на возу.

Зы-зы-зы — утащили мы тазы.

Зо-зо-зо — нам с тобою повезло.

Зу-зу-зу — розу я тебе везу.

Зы-зы-зы — давно не было грозы.

За-за-за — идет коза, коза-дереза.

Зой-зой-зой — козлята идут с козой.

Зе-зе-зе — дай воды козе.

Зи-зи-зи — к дому подвези.

Зе-зе-зе — в клетке шимпанзе.

Зя-зя-зя — без музея нам нельзя.

Зи-зи-зи — Кузя, нас в музей вези.

Зе-зе-зе — Кузя нас в музей везет.

12• Повтори скороговорки, четко проговаривая звуки [з] и [з'].

Из кузова в кузов

Шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов

Развалился кузов.

* * *

Замок закрит на замбк.

У входа в замок — звонок.

Столетняя пыль на звонке —

Замок сто лет на замке.

* * *

Из загона три газели

На густой газон глазели:

— Вот бы сигануть с разгона

Через изгородь загона.

* * *

Лезут козы

В грозу в лозу —

Лозу козы

В грозу грызут.

13. Повтори скороговорки, четко проговаривая звуки [з] и [з'].

Ум за разум — денег не надо.

Много званнх, но мало избранннх.

Не тогда дугу загибают, когда запрягают.

Звал волк козу на обед, да коза не идет.

Легко сказать, нелегко доказать.

Сказал, как узлом завязал.

Знайка с полуслова все понимает, а незнайка на все рот разевает.

Одной рукой узла не завязать.


Занятие 43

1. Звук 3' (мягкий) — вызывается по подражанию.

2. Слоговые ряды

зя-зе-зю-зи

зе-зю-зи-зя

зю-зи-зя-зе

зи-зя-зе-зю

3. Слова

газета зяблик изюм

музей бузина обезьяна

землянка бензин поземка

земляника магазин зябнуть

вазелин зима хозяин

4. Преобразование предложений по образцу

У Зины газета. — это Зинина газета.

У Зины земляника. —

У Зины зяблик. —

У Зины вазелин. —

У Зины изюм. —

5. Заучивание стихотворения-шутки "Зеленая песенка"

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок земляники несу.

Зеленая ветка под елью не спит,

Зеленая музыка где-то звенит,

Зеленый козленок в зеленой листве,

Поет он зеленую песенку мне.

9. Упражнение в согласовании прилагательного зеленьый, зеленая, зеленое с существительными — игра "Зхо"

логопед: ребенок: логопед: ребенок:

банан —  зеленый яблоко —зеленое

листва — кузнечик —

лист — земляника —

пальто — зяблик —

панама — дерево —

скамейка — ясенъ —

змея — липа —

Занятие 44

1. Звук 3' (мягкий) (длительное многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

зля-зле-злю-зли

зле-злю-зли-зля

злю-зли-зля-зле

зли-зля-зле-злю

азль-озль-узль-изль

озль-узль-изль-азль

узль-изль-азлъ-озль

изль-азль-озль-узль

зня-зне-зню-зни азнь-ознъ-узнъ-изнъ

зне-зню-зни-зня ознь-узнь-изнь-азнь

зню-зни-зня-зне узнь-изнь-азнъ-ознь

зни-зня-зне-зню изнь-азнь-ознь-узнь

3. Повторение "Зеленой песенки".

4. Родственнне слова

зима — зимний, озимые, зимовать, зимовка, озимь.

6. Согласование прилагательньк зимний, зимняя, зимнее с суще-

ствительными — игра "Зхо" (по образцу)

логопед: ребенок: логопед: ребенок:

костюм — зимний небо—

пальто — въюга—

одежда — солнце—

день— метель—

воздух— ветер—

погода— сказка—

7. Составление и заучивание рассказа "Зима" по опорным словам

зима, снег, сад, санки, Зоя, Зина, Лиза, Сима, возить,

Тузик, снеговик, сделать, зовут, взяли, зимний.

8. Заучивание четверостишья "Зима"

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке лес, дома.

Все поземкой занесет:

Землю, степи и завод.

Занятие 45

1. Звуки С—З (попеременное произнесение).

2. Повторение звука С, слогов, слоговмх рядов, слов, чистоговорок, потешек, шуток.

3. Повторение звука 3, слогов, слоговых рядов, слов, чистоговорок, стишков, шуток.

4. Слоговые ряды

са-са-за за-за-са

са-за-за за-са-са

са-за-са за-са-за

5. Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот"

а) с/ма— зда зма— сма

сто— змо—

сту— зму—

сты- змы- И Т.Д.

б) Зоя— соя

зуб—

коза—

Лиза—

зайка —

6. Группировка картинок — игра "Подарим картинки Зое и

Соне".

Зое на 3 Соне на С

(собака, замок, ваза, зонт, сумка, носки, каляска, капуста,

коза, незабудки, скамейка, пылесос, азбука, соска, мимоза,

мозайка).

7. По результатам п. 6 составление и преобразование словосочетаний (предложений) с притяжательными прилагательными по образцу

У Зои зонт. — Зто Зоин зонт.

У Сони капуста. — Зто Сонина капуста.

8. Спряжение в настоящем времени (без II лица единственного числа)

любоваться листопадом в осеннем лесу

любоваться снегопадом в зимнем саду

наблюдать за звездопадом в темном небе.

Занятие 46

1. Звуки С—З (попеременное произнесение).

2. Повторение материала занятия 45 п.п. 2-9.

3. Слова

засуха заносы сазан

засов засада сказатъ

завеса засыпать сказка

занавеска записатъ созвать

4. Игра "1-2-5-9" (знакомая сказка, увлекателъная сказка).

Занятие 47

1. Звуки С' — 3' (попеременное произнесение).

2. Повторение звука С', слогов, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

3. Повторение звука 3', слогов, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

4. Слоговые ряды

ся-ся-зя сля-сля-зля сня-сня-зня

ся-зя-зя сля-зля-зля сня-зня-зня

ся-зя-ся сля-зля-сля сня-зня-сня

зя-зя-ся зля-зля-сля зня-зня-сня

зя-ся-ся зля-сля-сля зня-сня-сня

зя-ся-зя зля-сля-зля зня-сня-зня

аснь-аснь-азнь асль-асль-азль асмь-асмь-азмь

аснь-азнь-азнъ асль-азль-азль асмь-азмь-азмь

аснь-азнь-аснь асль-азль-асль асмъ-азмь-асмь

азнь-азнь-аснь азль-азль-асль азмь-азмъ-асмь

азнь-аснь-аснь азлъ-аслъ-асль азмь-асмь-асмь

азнь-аснь-азнь азль-асль-азль азмь-асмь-азмь

5. Преобразование слогов — игра "Наоборот"

зя-зя-зя— ся-ся-ся стя-стя-стя— здя-здя-здя

зе-зе-зе— сте-сте-сте— зде-зде-зде

зю-зю-зю— стю-стю-стю— здю-здю-здю

зи-зи-зи— сти-сти-сти— зди-зди-зди

зе-зе-зе— сте-сте-сте— зде-зде-зде

6. Группировка картинок — игра "Подарим картинки"

Симе Зине

(листья, снеговик, зяблик, апельсин, магазин,

газета, музей, василек, гусь, письмо, земляника).

7. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных Симин, Симина, Симино, Зинин, Зинина, Зинино с картинками (см. п. 6).

8. Повторение четверостишия и рассказа "Зима" (см. занятие 44).

9. Выделение из них слов на звуки С', З'.

10 декабря 2016 в 21:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.